А
А
А
АА
АА
АА
Ч/Б
Б/Ч
Г/С
Обычная версия

15.02.21, 23:04

Интервью руководителя проектных работ

– Марина Михайловна, вы работали и в школе, и в университете. Кого учить сложнее – студентов или школьников? 

– Школьников, вне всякого сомнения. Я работала на факультете иностранных языков, преподавая французский тем, кто прошел серьезный конкурсный отбор, для кого французский язык – это любимый предмет, и кто мечтает знать его в совершенстве. В гимназии же французский – это один предмет из множества других. Кроме того, это второй язык. Я могу только надеяться, что мой предмет ученику нравится и стараюсь сделать все, чтобы школьник, пришедший на мой урок, не ушел разочарованным. Однако работа в школе имеет свои несомненные преимущества. В университет приходят учиться с достаточно приличным багажом знаний. Я скорее «шлифовала» уже почти готовый материал. В школе же я вижу ежедневно результаты своего труда. Очень люблю подолгу работать с одной и той же группой, поскольку тогда более четко заметен прогресс каждого ребенка. 

– Ваши ученики успешно выступают на всероссийских и международных конференциях учащихся. Вам интересно заниматься научной работой со школьниками или Вы делаете это по обязанности?

– Поделю Ваш вопрос на две части. Действительно, мы уже 12 лет участвуем в разного рода конференциях. Мои ученицы Диана Х. и Маргарита Я. были нашими «первыми ласточками». Девушки приняли участие в двух всероссийских и одной международной конференции. Везде стали лауреатами, получили грамоты и дипломы. После такого старта было страшновато – а что если теперь будет все не так удачно? Но у ребят было желание заниматься научной работой, а значит, нужно было продолжать начатое. Вторая попытка тоже оказалась успешной – Егор С. и Вера М. стали лауреатами всероссийской конференции, получили дипломы Всероссийского фестиваля научных работ, а Вера М. получила еще и грамоту международной конференции. Илья М. также получил на международной конференции грамоту за свой проект, удостоился диплома фестиваля научных работ, кроме того, он стал лауреатом всероссийской конференции не только старшеклассников, но и студентов вузов!..

На мой взгляд, когда принимаешь участие в конференции солидного уровня, главное, действительно, не победа, а участие. Ведь это так интересно! Кстати, это и ответ на вторую часть Вашего вопроса. Разве можно заниматься наукой по обязанности? Мне действительно очень нравится работать с ребятами, видеть, как загораются их глаза, когда находится вдруг точное решение проблемы, подтверждается гипотеза. Я считаю, что ничто так не способствует развитию потенциала школьника, как участие его в научной работе. Кроме того, научная работа приучает к дисциплине, развивает самостоятельность мысли, заставляет работать с книгой, учит находить суть явлений. Она благотворно сказывается и на становлении характера человека: учит добиваться цели, не пасовать перед трудностями. 

Кстати, во многом сказанное относится и к проектной работе. Что такое наши проекты как не первая ступень научной работы? Занимаясь проектом, гимназисты узнают много нового, учатся вычленять главное, наиболее важное в потоке информации. Работа над проектом формирует чувство ответственности, развивает терпение, помогает научиться планировать свое время.

– А если проект не получается?

– Значит, выбрали неинтересный материал для работы. Это, кстати, весьма распространенное заблуждение – достаточно часто гимназисты выбирают тему, не задумываясь о том, что над ней придется работать целый год. Работа будет в радость только тогда, когда вы занимаетесь чем-то, что вам близко и интересно. Если это так, то проект не может не получиться! Всем ребятам всегда говорю: не сомневайтесь, если есть желание – все получится! Я вообще абсолютно уверена, что каждый ребенок – это одаренная личность. Нужно только помочь этой юной личности найти себя. Кто-то прекрасно рисует, кто-то поет, кто-то талантлив в математике – это здорово, если способности сразу дают знать о себе. А как быть тем мальчикам и девочкам, одаренность которых не так заметна? А она есть, эта одаренность, обязательно есть. Нужно только вовремя ее разглядеть. В этом и состоит, на мой взгляд, одна из задач учителя – помочь ученику лучше понять самого себя. 

Большую роль в процессе раскрытия одаренности ребенка может играть и его работа над проектом. В процессе работы школьник получает возможность проявить себя с совершенно неожиданной стороны, показать всем и себе, в первую очередь, способности, о которых и не подозревал. 

– Это правда, что Вы официально являетесь членом общества друзей А. Дюма?

– Да. После того как я защитила первую в стране диссертацию по творчеству А. Дюма-отца, меня пригласили на конференцию РОДАД (Российское общество друзей А. Дюма), и руководитель РОДАД профессор М. Буянов объявил, что предлагает мне войти в состав правления Общества. Было, конечно, очень приятно, что мне оказали такую честь. Кстати, во Франции тоже есть такое общество и мы сотрудничаем.

– Вы неоднократно выступали в качестве режиссера, готовя с учащимися фрагменты пьес французских драматургов. А как вообще Вы относитесь к театру?

– Обожаю театр. Работая преподавателем университета, по выходным я руководила студенческим литературным театром. Мы ставили пьесы О. Уайльда, В. Соллогуба, И. Крылова, Э. Скриба, А. Дюма-отца, Ж.-Б. Мольера. С одним из наших спектаклей мы выступали на открытии Национальной книжной выставки. Театр дарит какие-то совершенно неожиданные эмоции. Без него наша жизнь была бы намного беднее.  

–  Что Вы хотели бы пожелать ребятам?

– Серьезно относиться к проектной работе, которая позволяет по-настоящему прикоснуться к научному исследованию, сделать первый шаг в пока новый и таинственный для них, но прекрасный мир науки. Удачи!

Смотрите также

03.12.21, 15:03

Кругосветное путешествие

Спортивное развлечение может быть еще и познавательным, а значит, вдвойне интересным! Воспитанники младшей и средней групп детского сада гимназии отправились в Кругосветное путешествие, чтобы узнать о разных частях света и о животных, их населяющих, а заодно поиграть в подвижные игры.

Узнать больше

25.04.23, 15:03

Занятия с психологом в детском саду гимназии

Занятия с психологом детского сада гимназии прошли в формате арт-терапии в подготовительной группе. На них ребята вспомнили о том, какие эмоции они испытывают каждый день.

Узнать больше

03.03.25, 20:08

Победа на региональном этапе

Платон Ц., ученик 9 «А» класса, стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Узнать больше

19.09.24, 20:03

Посвящение в Гимназисты

Незаметно для первоклассников пролетели первые недели нового учебного года: позади знакомство со своим первым учителем и воспитателем, новыми друзьями и школьными предметами. Пришло время для Посвящения в Гимназисты – традиционного праздника самых юных учеников.

Узнать больше

02.12.24, 22:39

Межшкольный турнир по футболу за Кубок Первой Московской Гимназии

20 декабря прошел рождественский футбольный турнир за Кубок Первой Московской Гимназии. На поле встретились команды Первой Московской Гимназии, Школы Права и Экономики и Международной английской школы.

Узнать больше

17.05.23, 13:23

Акции памяти, посвященная Дню Победы

У мемориала «Слава воинам России» ученики возложили цветы и прочитали стихотворения, посвященными памяти погибшим героям.

Узнать больше